Дизартрия нарушение речи. Оно возникает на фоне ухудшении связи между речевым аппаратом и центральной нервной системой. Заболевание проявляется в виде изменения темпа речи, интонации и проблемах с артикуляцией звуков.
Дизартрия у детей что это?
При дизартрии у ребенка наблюдается нарушение всей произносительной части речи и голосообразования. Признаки поражения могут иметь разную выраженность, все зависит от места поражения центральной нервной системы и тяжести дефекта.
Речь ребенка с таким отклонением, будет звучать так, как будто он не может произнести большинство звуков. Например, он будет сильно шепелявить и не выговаривать согласные звуки. Обычному человеку такая речь будет напоминать разговор с набитым ртом.
Основные причины
Спровоцировать заболевание могут как внешние факторы, так и уже имеющиеся заболевания. В большинстве случаев избежать возникновения дизартрии у ребенка невозможно. Условия для развития патологии:
- Поражение головного мозга. Оно может произойти в результате внутриутробной инфекции, травмы при преждевременных родов или при несовместимости резус-факторов матери и ребенка. Активизировать патологические процессы может тяжелый токсикоз матери или проблемы с развитием плаценты.
- Отклонение в работе ЦНС. Такое состояние сопровождается ограничением движения мышц лица. Это характерно для церебрального паралича.
- Перенесенный менингит или энцефалит.
Любое из указанных заболеваний может пройти без последствий для организма малыша. Однако, всегда присутствует риск развития дизартрии.
Степени тяжести
Дизартрия имеет несколько степеней тяжести. При легком поражении отсутствуют серьезные нарушения моторики артикуляционного аппарата. В большинстве случае такое состояние возникает на фоне одностороннего поражения нижних отделов передней центральной извилины. Во время проведения неврологического исследования врач видит клиническую картину избирательного поражения мышц артикуляционного аппарата, в частности мышц языка.
Признаки легкой степени дизартрии:
- ограничения в выполнении тонких и дифференцированных движений языком;
- периодическое повышение тонуса языка;
- проблемы со звукопроизношением;
- нарушенное жевание и глотание;
- периодические поперхивания;
- присутствие спазмированности при произношение звуков;
- медленная речь.
У ребенка возникают проблемы с произношением мягких звуков, так как они требуют дополнительной артикуляции спинкой языка. Все дегенеративные изменения оказывают негативное воздействие на фонематическое развитие малыша. Нарушение грамматического строя или лексики возникают очень редко.
Большинство детей, что страдают от дизартрии, имеют среднюю степень развития болезни. Она возникает из-за обширных односторонних поражений, что локализуются в нижних постцентральных отделах коры головного мозга. В этом случае возможна недостаточность лицевого гнозиса. Присутствует существенное нарушение мимики. Движение мышц лица практически отсутствует. Ребенку трудно надувать щеки или полностью смыкать губы.
Для средней степени поражения характерны проблемы с движением языка. Пациент не может поднять кончик языка вверх. Голос приобретает носовой оттенок. Наблюдается повышенное слюноотделение, и нарушение жевательного процесса и глотания.
Тяжелая степень заболевания отличается более грубыми и явными нарушениями. В некоторых случаях может наблюдаться анартрия. Речь пациента будет не членораздельной и напряженной.
Возможные осложнения
Дизартрия на начальной стадии опасна для нормального психологического развития ребенка. Недостаточная внятность речи будет препятствовать нормальному общению, а также может вызывать насмешки от других детей. В этом случае социальная адаптация малыша будет проходить проблематично.
Возможное осложнение тяжелой стадии дизартрии анартрия. Патология возникает в результате глубокого нарушения работы мышечных групп. Лицо ребенка будет напоминать маску, нижняя челюсть немного провисает и движения губ ограничены. Речь полностью отсутствует. Иногда могут присутствовать нечленороздельные звуки.
Рекомендуем: Почему идет кровь из носа у подростка?
Диагностика заболевания
Для проведения диагностики необходимо обратиться к детскому неврологу и логопеду. Методы неврологического обследования зависят от тяжести поражений. Чаще всего назначаются следующие диагностические процедуры:
- МРТ головного мозга;
- электрофизиологические исследование;
- транскраниальная магнитная стимуляция.
Параллельно проводится логопедическое обследование. Его цель оценка речевых и неречевых нарушений. Врач изучает строение артикуляционного аппарата, состояние мимической и речевой мускулатуры. Диагностика устной речи предполагает определение звукопроизношения, разборчивость речи, темпа и ритма. Проводится также и диагностика письменной речи. Ребенку дается текст для списывания и письмо под диктовку. На основе полученных результатов врач ставит диагноз и назначает соответствующее лечение.
Коррекция дизартрии у детей
Лечением и коррекцией речевых нарушений занимается логопед. Для получения максимального терапевтического эффекта родителям рекомендуется тренировать ребенка и в домашних условиях.
Важная часть коррекции отклонения проведения дыхательной гимнастики. Упражнения можно выполнять в любом месте и положении. Заниматься лучше всего в хорошо проветренной комнате. Длительность одного подхода не должна превышать 70 секунд. Рекомендуется начинать с 30 секунд, так как у малыша может закружиться голова. Дыхательные упражнения нельзя выполнять перед сном.
Существует большое количество методик и упражнений для тренировки дыхания. Одно из самых простых и эффективных называется мишка на воздушном шаре. Алгоритм выполнения:
- Исходное положение лежа на спине, руки должны находиться вдоль туловища;
- Ребенок должен представить, что живот воздушный шар. Когда он делает вдох шарик надувается, а при выдохе сдувается.
- На живот ребенка можно положить маленькую игрушку медвежонка или любую другую. Такой прием позволит контролировать правильность выполнения упражнения и сделает его более интересным для малыша.
Коррекция звукопроизношения должна быть комплексной. При необходимости невролог назначает проведение медикаментозного лечения. Рекомендуется прием следующих групп лекарств:
- сосудистые средства;
- ноотропы;
- метаболические препараты;
- витамины;
- седативные средства.
Сосудистые препараты позволяют устранить головную боль, головокружение. Ноотропы назначаются при нарушении памяти и задержке психологического развития. Метаболические лекарства позволяют улучшить обмен веществ и предотвращают ослабление памяти. Витамины нужны для поддержания иммунной системы ребенка. При повышенной возбудимости малыша, рекомендуется прием седативных препаратов.
Существуют следующие логопедические приемы коррекции:
- Подражание. Ребенок должен повторять правильную артикуляцию взрослого.
- Механическое воздействие. Логопед использует специальные зонды.
- Физиологический. Основной упор делается на артикуляционные упражнения.
На ранней стадии развития заболевания коррекция проводится при помощи дыхательной гимнастики и артикуляционных тренировок.
Профилактика
Профилактику заболевания будущая мама должна начинать еще в период вынашивания малыша. Необходимо следовать таким рекомендациям:
- Во время беременности нужно вести правильный образ жизни и следить за питанием.
- Следует полностью отказаться от вредных привычек, что предотвратить токсическое воздействие на плод.
- Необходимо своевременно лечить заболевания.
Если возникают нарушения речи, то их необходимо корректировать еще с раннего возраста.
Легче всего вылечить стертую форму заболевания. Такая форма отклонения хорошо поддается коррекции и имеет благоприятный прогноз. Другие типы дизартрии требуют более длительного лечения.
Дизартрия нарушение речи, при котором малыш не может говорить членораздельно. Важно своевременно выявить патологию и начать терапию. Лечение должно быть комплексным. Родителям необходимо уделять особое внимание домашним занятиям.